Доброго времени суток, дорогой друг!
Совсем недавно проект «Шахматы в школах» отметил свое трехлетие. Проект организован и реализуется совместными инициативами Российской шахматной федерации и организации под названием Благотворительный фонд Елены и Геннадия Тимченко.
Смысл и суть и проекта
Официальный сайт (главная станица) [urlspan]здесь[/urlspan]. Цель проекта сформулирована довольно мудрено:
Cодействовать формированию интеллектуально-нравственной культуры школьников посредством междисциплинарной интеграции систем общего школьного и дополнительного образований.
Оставлю этот интеллектуальный пассаж без комментариев и постараюсь сформулировать своими словами.
Занятия шахматами полезны ребенку как с точки зрения развития мышления, так и в плане становления личности. Ускоренное интеллектуальное развитие, ответственность за свои решения, эмоциональный интеллект, спортивные качества.
Мы разбирали этот вопрос в этой статье.
Вряд ли кто-то всерьез будет оспаривать полезность шахмат для развития детей. Такое общественное единодушие и послужило толчком к организации этого проекта.
Реализация
Проект реализуется поэтапно.
Исполнительный директор РШФ Марк Глуховский в одном из интервью сказал следующее:
Проект с коллегами из Фонда Тимченко мы начинали с Псковской области. Там дееспособная шахматная федерация. В области больше десяти лет преподавались шахматы во втором классе во всех школах. И мы решили это поддержать, помогли оснастить школы инвентарем и учебно-методической литературой, провели конкурс среди общеобразовательных учреждений на лучшее преподавание шахмат, затем открыли в области центр по обучению педагогов. Сейчас псковские учителя ездят по стране, помогают своим коллегам, которые также хотят запустить новый предмет.
Проект выстраивается на «трех китах»:
- Подготовка наставников-педагогов
- Разработка шахматных образовательных программ и их внедрение в школах
- Оснащение школ необходимой материальной базой.
Какие регионы участвуют
Шахматы уже давно стали неизменным атрибутом и одним из направлений школьной программы в таких странах, как Армения, Азербайджан, Турция, Испания, Польша, Мексика
Россия страна большая и к проекту регионы присоединяются поэтапно. Москва, Белгородская область, Ханты-Мансийск, Липецкая, Калужская область, Ингушетия, Санкт-Петербург.
Всего участвуют более 550 школ. Пополнение в составе участников продолжается и в 2017 году.
Особенности
В различных регионах подходы в деталях могут отличаться. Где-то преподают шахматы, как основной предмет, где-то дополнительный, иногда как одну из дисциплин уроков физической культуры.
Тот же Марк Глуховский продолжает:
Мы пришли к выводу, что шахматы хорошо преподавать в начальных классах и делать это в течение двух лет – во втором и третьем классах. Для первоклашек это достаточно сложный предмет. А вот 8-9 лет – отличный возраст, когда ребенок и восприимчив, и не перегружен более серьезными предметами.
С чем я не совсем согласен?
С этим утверждением Марка, я бы согласился только отчасти.
Многое зависит от цели. Если просто научиться играть – можно начинать в любом возрасте. И 8-9 и в 15 и в 45. Однако, чтобы постичь глубину шахмат и создать базу для серьезных успехов в этой игре, лучше начинать раньше, чем в 8-9 лет.
Мои личные наблюдения показывают, что ни для первоклашек, ни для детей 5-6 лет изучение правил и азов шахмат не является сложным.
Еще одна особенность проекта – преподавание ведется по учебному комплексу, но преподаватель не обязательно должен быть шахматистом.
Глава фонда «Шахматы в школе», первый вице-президент Шахматной федерации Москвы Никита Ким:
«Как показала практика, занятия с использованием УМК могут вести педагоги, не обладающие специальными навыками, — достаточно пройти краткосрочные курсы повышения квалификации. Такие занятия организованы, в частности, «Академией «Просвещения».
Лично меня это немного настораживает. Если занятия с детьми ведут не профессионалы, то и результат будет соответствующим.
Комплекс-комплексом, а педагог есть педагог. Преподавать шахматы, чтобы получить хороший результат, — должен шахматист. Впрочем, если задача просто научить правилам и азам – можно и комплекс.
Альтернатива
Проект «Шахматы в школах» — замечательное начинание и я его поддерживаю двумя руками.
Однако что делать в следующих случаях:
- Школа, где учится ребенок, не участвует в проекте по каким – либо причинам?
- У родителей есть желание приобщить ребенка к шахматам раньше 8-9 лет?
Еще раз повторю свою мысль: обучение шахматам ребенка моложе 8 лет, по моим наблюдениям, — не является сложной задачей для ребенка. По крайне мере для большинства детей при участии и поддержке родителей.
Более того, 5-7 лет – наиболее оптимальный возраст для знакомства с шахматами.
Опять же, если ваша цель не просто научить ребенка играть, а получить максимальную пользу от занятий, включая спортивные достижения.
В любом случае, большинство школ пока находятся вне рамок данного проекта.
Итак, если в школе, где учится или будет учиться ребенок, шахматы не преподаются или вы решили занять шахматами ребенка еще до школьного возраста, — есть следуюшие возможности:
1. «Отдать» ребенка в шахматную школу
Речь идет о специализированной шахматной школе или секции. Вариант вполне жизнеспособный, однако торопиться с «отдачей» я бы не советовал.
У ребенка, совершенно не знакомого с шахматами на этом «чужом поле», интерес к игре может так и не появиться. Просто по причине слабой подготовки и как следствие большого количества поражений в первое время.
Посему, рекомендую предложить ребенку «курс молодого бойца» в домашних условиях. С вашим участием разумеется.
Этой цели полностью соответствует видеокурс Как научить ребенка играть в шахматы
В видеокурсе все разложено по полочкам и пошагово. Составлен он человеком, который все это проделал сам со своим сыном. И мальчик научился играть так, что у окружающих глаза на лоб полезли.
2.Дистанционное обучение
Наилучший вариант – онлайн-школа Шахматы с Жориком.
Перечислю только ряд преимуществ:
- Тренеры школы – педагоги высокой квалификации и сильные шахматисты
- Обширная и постоянно обновляемая база знаний
- Регулярное проведение «живых» вебинаров для учеников
- Возможность выбрать индивидуальную программу обучения в зависимости от возраста и уровня игры
- Возможность интерактивного общения с тренером и другими участниками сообщества
- Турниры и конкурсы для учеников
Кроме того, дистанционный формат обучения для многих будет предпочтительнее в силу объективных причин. Например, трудно подобрать школу или секцию в шаговой доступности.
И пара слов в заключение: Проект Шахматы в школах – более чем нужное и перспективное начинание. Будем надеется, что он будет развиваться так, как задумано.
Но пока не все регионы и школы в нем участвуют, есть возможность приобщить ребенка к шахматам другими способами. Я предлагаю два из них:
- Приобрести видеокурс и позаниматься с ребенком самостоятельно.
- Поступить в онлайн-школу «Шахматы с Жориком».
Оптимальный вариант последовательный: вначале видеокурс, затем школа. Тем более, что если приобрели видеокурс, — месяц обучения в школе будет бесплатным. Будет возможность присмотреться и оценить школу по достоинству.
Благодарю за интерес к статье.
Если вы нашли ее полезной, сделайте следующее:
- Поделитесь с друзьями, нажав на кнопки социальных сетей.
- Напишите комментарий (внизу страницы)
- Подпишитесь на обновления блога (форма под кнопками соцсетей) и получайте статьи к себе на почту.
Удачного дня!
Дело стоящее.
Развитие Человека, занятие, «живое» общение с единомышленниками...
Прочее...
И как производитель... Не скрывая заинтересованности...
Продвижении данной программы в школах страны... И мира...
Как тут не вспомнить Остапа Бендера — его планы, мечты...
Немного утопические — но реальные...
Пример — создание Кирсаном Илюмжиновым фонда для продвижения шахмат по миру (человек знает, что делает — имея опыт в этом...)