День добрый, дорогой друг!
Полагаю, сомнения в том, развивают ли шахматы мозги и мышление, — вряд ли возникают у большинства людей. Вопрос скорее в другом: каким образом это происходит и какие аспекты мышления развиваются. Об этом и поговорим сегодня.
Спасибо, что заходите на наш телеграм канал и пишете комментарии к статьям
Немецкий философ Георг Клаус писал:
«Логическое мышление легче тренировать посредством шахматной игры, нежели по учебникам. Человек гораздо охотнее и продуктивнее обучается в процессе игры, чем при других способах обучения»
Учебники и обучение тоже нужны. Однако интерес и эмоциональная активность ускоряют развитие.
Отдавая должное мудрости философа, отмечу, что развитие логики далеко не единственный аспект мышления, который развивается при занятиях шахматами. Я не философ, но позволю себе дополнить Клауса.
Навык обобщения
Уже на первых порах приобщения к шахматам, новичек быстро осознает, что одного желания недостаточно. Выясняется, что выигрывающие комбинации возникают не на пустом месте, а после тщательной подготовки.
Выбор решения требует самостоятельности в использовании уже имеющихся знаний.
Занятия с детьми 5-7 лет показывают, что уже через 4 месяца они находили типичные комбинации в позициях с различным расположением фигур.
То есть, не осознавая того, дети используют сравнительный и логический анализ. Появляется способность к обобщению и выделению главного, ключевого аспекта ситуации.
А это уже серьезный навык, более чем востребованный в предстоящей жизни.
Смысловая память
Бытует неправильное мнение, что шахматист оперирует точным запоминанием позиций и вариантов. Это не так. У шахматистов превалирует логическое, смысловое запоминание.
Часто спрашивают: как шахматист, играющий вслепую на нескольких досках, может держать в уме ход борьбы в нескольких партиях, да еще не глядя на доску? Это проявление сверхспособностей?
Никакого волшебства здесь нет. Просто шахматист запоминает по особому, избирательно: не столько точную позицию, сколько логическую картину партии.
Если у сеансера «украть» пешку или фигуру, он заметит это не потому, что помнит «фото» позиции. А потому, что существенно меняется его оценка позиции до и после пропажи. Он обнаруживает трудности в реализации ранее намеченного плана и тогда начинается «разборка».
Шахматы развивают и механическую память, однако в большей степени логическую, смысловую.
Внимание, концентрация
Последовательной игрой можно привести партию к выигрышному положению, но стоит ослабить внимание, как с трудом добытое преимущество может моментально сойти на нет. Шахматы формируют способность к длительной концентрации внимания.
А также важную для жизни способность распределять внимание, вовремя переключать его на более важные участки и объекты.
Известный педагог Н.Греков показывал, как резкое уменьшение рассеянности у детей совпадает с началом серьезных занятий шахматами.
Дисциплина мышления
Шахматы наглядно демонстрируют последствия нерационального использование времени.
Длительные сомнения и откладывание «на потом» противопоказаны. Так же как и торопливость.
Шахматист должен управлять своим временем, — распределять и отмеривать соответственно ходу борьбы и ситуации.
Здесь и сейчас
В жизни мы нередко оглядываемся назад тогда, когда в этом нет особого смысла. Мысли типа «Надо было…» возникают автоматически.
Человек уже в новой ситуации переживает решения прошлого.
Шахматы быстро излечивают от подобных бесперспективных сетований. Шахматист за игрой прекрасно понимает, что ход уже сделан, прошлого не вернешь и сожаления бесполезны. Да и времени на это нет.
Прогнозирование
Во время партии происходит постоянное сопоставление своих расчетов в возможными действиями противника. То есть процесс прогнозирования динамический, – связанный с имитацией мыслей действий соперника и анализом собственных рассуждений.
По сути партия, – тренажер навыков сценарного планирования и прогнозирования.
Интуиция
Многие позиции, возникающие в игре не имеют точного, единственно верного решения.
Поэтому шахматист часто делает выбор интуитивно, опираясь не на математическую, а на вероятностную оценку.
Это важное качество в жизни. Часто люди проявляют нерешительность из-за того, что трудно просчитать последствия, а доверять интуиции они не привыкли. И упускают благоприятные возможности.
Интуицию иногда называют внезапным постижением истины. Однако эти озарения в шахматах (и в жизни тоже) возникают не на пустом месте. В основе интуиции всегда ранее накопленный опыт и знания.
Ключевая способность, характеризующая творческое мышление, — способность к самостоятельному переносу знаний и умений в новую ситуацию.
Все эти качества формируются в процессе занятий шахматами и как показывают исследования, заметно выражены у шахматистов.
Тренажер ценных навыков
В шахматах, в отличие от многих видов реальной деятельности, — более высокая концентрация проблемных ситуаций. Практический каждый ход – решение такой ситуации.
Шахматы – своеобразный тренажер интеллектуальных творческих способностей.
Ну и как любой процесс тренировки лучше проводить под руководством компетентного специалиста и не абы как, а по определенной стройной системе.
Для этого все уже есть и далеко ходить не надо. Школа «Шахматы с Жориком» в одном клике от вас. И это моя рекомендация, о которой уже говорил не раз.
Обучайтесь шахматам сами, обучайте своего ребенка. Сопутствующие результаты в плане интеллектуального развития, — вас приятно удивят.
Благодарю за интерес к статье.
Если вы нашли ее полезной, сделайте следующее:
- Поделитесь с друзьями, нажав на кнопки социальных сетей.
- Напишите комментарий (внизу страницы)
- Подпишитесь на обновления блога (форма под кнопками соцсетей) и получайте статьи к себе на почту.
Удачного дня!