А
- Адванс– игра, в которой разрешается использовать помощь компьютера.
- Армагеддон — заключительная, решающая партия матча в случае ничейного исхода как основной части матча, так и тай-брейка.
- Атака – наступление на позицию короля неприятельской стороны с целью мата. В более узком смысле – нападение на фигуру.
- Атакёр —игрок, предпочитающий атакующий стиль игры.
Б
- Батарея —тандем двух фигур, каждая из которых усиливает потенциал другой фигуры или атаки. Например: сдвоенные ладьи.
- Баранка(бублик) — нолик в турнирной таблице.
- Безнадега – безнадежная позиция.
- Белопольник —слон белопольный.
- Белоцветчик —шахматист, который намного лучше играет белыми, нежели черными
- Бешеная ладья— фигура (ладья), которую бесконечно жертвуют с целью получить позицию пата на доске.
- Блиц— игра, при которой контроль времени, как правило, не превышает 5 минут на партию. С добавлением или без добавления нескольких секунд на ход по истечении времени.
- Блицор— игрок, который умеет и любит играть блиц.
- Блокада— один из приемов ограничения подвижности фигур соперника.
- Блокер —любая фигура, препятствующая продвижению пешки противника.
- Быстрые шахматы(другое название — рапид) — игра, при которой контроль времени, как правило, находится в диапазоне 15-30 минут на всю партию.
В
- Вертикаль— все поля доски, идущие вверх от наименования. Например, вертикаль А: все поля от А1 до А8.
- Вечный шах— положение, когда один из игроков дает повторяющиеся шахи, а второй не может от них уклониться.
- Взятие на проходе— взятие пешкой пешки противника, которая пересекает своим первым ходом на два поля – поле, которое бьется пешкой противника.
- Вилка— одновременное нападение на две фигуры соперника конем или пешкой
- Висячие пешки— пара центральных пешек, которые невозможно защитить другими пешками. Например пешки С и D при отсутствии пешек В и Е.
- Вскрытый шах— шах, возникающий при «отскоке» фигуры и открытии нападения на короля от другой фигуры.
- Выжидательный ход— ход, цель которого не ухудшить позицию или выяснить намерения партнера.
- «В одну калитку»- более, чем убедительная победа.
Г
- Гамбит— один из видов дебюта, в котором одна из сторон жертвует материал ради достижения свои целей. Например, перевес в развитии, инициатива.
- Гарде (от французск. gardez — берегись) — жаргон начинающих, означающий нападение на ферзя.
- Голый король— ситуация, когда король не защищен своими фигурами
- Горизонталь— поля на доске и одинаковым цифровым индексом. Например: первая горизонталь.
- Гроб— (безнадега, горшок, жбан, труба, ящик) — плохая или безнадежная позиция.
Д
- Дальнобойная фигура— дальнобойными считаются ферзь, ладья и слон.
- Двух слонов преимущество— открытая позиция, когда у одной из сторон два слона против слона и коня или двух коней.
- Движок— это уникальная программа, которая встраивается в шахматную оболочку (например «Фриц», «Арена», «Шредер»), тем самым сила игры оболочки увеличивается во много раз.
- Дебют— начальная стадия партии.
- Демаркационная линия— условное название линии разделяющей четвертую и пятую горизонталь.
- Диагональ— группа полей на доске одного цвета. Например все поля от а1 до h8 по прямой линии.
- Детский мат— быстрый мат ферзем и слоном в дебюте.
- Доминация— подавляющее преимущество, которое проявляет себя в полном контроле над ключевыми полями и пространством шахматной доски в целом.
- Доплывать (доползать)— играть на ничью в заключительной части турнира.
- Дракон— один из вариантов сицилианской защиты, при котором чернопольный слон черных фиакетируется на поле g7. Например 1.e4 c5 2.Nf3 d6 3.d4 cxd4 4. Nxd4 Nf6 5.Nc3 g6
- Дыра— очень уязвимое поле.
- Длинная рокировка— рокировка в длинную сторону. Кроме того, рокировкой в шутку называют три ноля подряд в турнирной таблице.
Е
- Ёж— расположение черных пешек на полях шестой горизонтали d6 и е6 в некоторых вариантах сицилианской защиты.
Ж
- Жертва— отдача или невыгодный (неэквивалентный) размен материала ради достижения других целей. Например: атака на короля.
- Жертва корректная— обоснованная жертва
- Жертва некорректная(блеф) — необоснованная жертва в расчете на ошибку.
- Жертва позиционная— жертва, которая не предполагает отыгрыш материала в ближайшей перспективе.
З
- Задача шахматная— позиция, в которой дается задание найти единственный путь к мату в определенное количество ходов.
- Забор— пешечная фаланга или ряд.
- Закрытая игра— игра при закрытом пешечными цепями центре.
- Засада— дальнобойная фигура находится в укрытии своих фигур до поры до времени.
- Заснуть—задуматься на долгое время.
- Звон— разговоры во время игры блиц.
- Зевок— очевидная ошибка, просмотр фигуры или пешки.
- Зрение комбинационное– способность видеть тактические возможности позиции.
И
- Игра вслепую— игра без фигур. При этом разрешается пользоваться пустой доской. Ходы передаются словами шахматной нотации.
- Игра на три результата— непредсказуемое положение на доске, когда возможен любой исход партии.
- Играть руками— игра на автомате, без особых раздумий.
- Изолятор— жаргонное название изолированной пешки.
- Инициатива— возможность навязывать сопернику характер борьбы: темп, стиль, направление.
- Испанка— упрощенное название испанской партии.
- Испортить прическу— разрушить монолитность пешечного построения.
- Итальянка— упрощенное название итальянская партия.
К
- Капкан — невыгодная ситуация, в которую попадает игрок в результате расставленной соперником ловушки.
- Катать— играть много и поверхностно.
- Китайская ничья— смахнуть фигуры с доски и выйти изо стола.
- Качество— наличие соотношения ладья против легкой фигуры. Виграть качество – выиграть ладью ценой легкой фигуры.
- Квалификация шахматная— признанный уровень игры шахматиста. Документируется присвоением разрядов и званий в соответствии с шахматной иерархией.
- Кингчесс— экзотический вид шахмат. В процессе игры соперники поэтапно выставляют свои фигуры на пустую в начале партии доску.
- Классика — игра с традиционным, «классическим» контролем времени.
- Клиент— легкий соперник, у которого уже выигрывал не раз.
- Комбинация— форсированная последовательность ходов.
- Комбинатор, комбайнёр— шахматист, любящий и умеющий комбинировать.
- Комодо (Komodo)— шахматная программа.
- Коновал— шахматист, любящий играть конями.
- Контргамбит— противовес гамбиту, — дебют, в котором на жертву следует ответная жертва.
- Контригра— встречная игра против активности соперника.
- Конь Каспарова— черный конь, которого водрузили на поле d3.
- Конь Тарраша— фигура (конь), расположенный на краю доски.
- Кооперативный мат— мат, который возник благодаря «усилиям» обеих сторон.
- Короткая рокировка— рокировка в сторону королевского фланга.
- Крепость— позиция, в которой при правильной игре обороняющейся стороны невозможно одержать победу.
- Круговик— соревнование (шахматный турнир) по круговой системе. Все участники должны сыграть каждый с каждым.
- Криттер (Critter)— шахматная программа.
Л
- Лавирование— позиционная игра без явных активных действий.
- Ладейник— ладейный эндшпиль.
- Ласкеровская компенсация — ситуация, в которой за ферзя есть компенсация в виде ладьи, слона и пешки.
- Лёгкая партия— шахматная партия в неофициальном формате и без контроля времени.
- Лёгкая фигура—конь и слон.
- Ловушка — прием в расчете на опрометчивую или неумелую игру соперника.
- Лошадь —жаргонное, шутливое название коня.
М
- Мат— положение на доске, когда король нахдится под шахом и не имеет возможности уйти из-под шаха или защититься другим способом.
- Мат Легаля— матовая комбинация с жертвой ферзя в дебюте.
- Мат линейный— ситуация мата одной или двумя тяжелыми фигурами на крайней горизонтали.
- Мат спёртый— ситуация мата конем, при которой король зажат собственными фигурами.
- Матовая сеть— положение, когда через несколько ходов будет неизбежно поставлен мат.
- Материал— пешки и фигуры.
- Матч— соревнование, в котором два шахматиста играют между собой определенное количество партий.
- Мельница— комбинация последовательных вскрытых шахов.
- Миниатюра— 1) короткая по количеству ходов партия, завершившаяся победой одной из сторон 2) Этюд или задача с небольшим количеством фигур.
- Миттельшпиль— срединная часть игры. Между дебютом и эндшпилем.
- Мишень— объект атаки на шахматной доске.
Н
- Ничья— итог партии, в которой никто из игроков не победил. Каждый получает по пол-очка.
- Насиловать позицию— игра без учета позиции, как правило, себе во вред.
- Не выйти из дебюта— потерпеть поражение в дебюте.
- Ничья в кармане— ситуация, при которой есть возможность играть без риска потерпеть поражение.
- Новинка— новое продолжение в известном варианте.
- Нокаут-система— формат турнира, схожий с олимпийской системой в других видах спорта. В следующий круг выходит только победитель. По сути – плэй-офф.
- Нотация шахматная — система правил, согласно которым ведется запись партии.
О
- Обезьянья игра — стремление одного из игроков к симметричному повторению ходов.
- Обдернуться— сделать не тот ход, что задумал.
- Обжорный ряд— горизонталь, на которой ворвавшиеся ладь или ферзь собирает «урожай» пешек.
- Окучить— уверенное, методичное давление на позицию соперника с последующим выигрышем материала.
- Отжарить— красивая, убедительная победа.
- Откладывание партии — процесс, при котором партия прерывается и затем (через несколько часов или на следующий день) доигрывается. В современных шахматах практически не применяется.
- Открытая игра — игра в открытых позициях.
- Открытая линия— свободная от фигур вертикаль.
- Открытые дебюты— дебюты, возникающие после первого хода e4 e5.
- Отравленная пешка — пешка, взятие которой влечет за собой неприятные сюрпризы и последствия.
- Отсталая пешка— пешка, отставшая от своих собратьев, ставшая объектом атаки.
П
- Пат— положение на доске, при котором игрок, за которым право хода, — не может сделать ход, не нарушая шахматных правил и его король не находится под шахом.
- Первая линия— лучшее продолжение, предлагаемое шахматной программой.
- Пешка— шахматная единица, имеющая минимальную ценность.
- Пешечник— пешечный эндшпиль.
- План игры— идея, воплощенная в конкретные последовательные действия в шахматной партии.
- Пластуны— пешки, которые двигаются к полю превращения на разных флангах.
- Плотный ход— синоним понятия сильный ход.
- Поддавки— формат игры, в котором побеждает игрок, отдавший все свои фигуры, в том числе короля.
- Подкрутить позицию— создать дополнительное напряжение на доске игровыми способами.
- Позиция — положение на доске.
- Поле— единица пространства в шахматах, другие названия — клетка или пункт.
- Полтинник— половина набранных очков от количества возможных.
- Поле «слабое» — поле, которое может быть использовано для вторжения соперником.
- Поплыть— растеряться, перейти на игру «на автомате».
- Похоронить вариант— однозначно оценить вариант, как невыгодный и непригодный для применения.
- Превращение— изменение статуса пешки другой фигурой аналогичного цвета, кроме короля при достижении 8 или 1 горизонтали
- Прихватить соперника в дебюте— поставить перед соперником трудноразрешимые проблемы в дебюте.
- Провисать— нахождение фигуры «под боем» без защиты.
- Промежуток— то же, что промежуточный ход.
- Программа шахматная— разновидность компьютерных программ, способных делать ходы, анализировать и оценивать позицию.
- Промежуточный ход— неожиданный, не очевидный ход в форсированном варианте.
- Пространство— объем игрового поля шахматной доски. Является фундаментальным ресурсом шахматной игры.
- Профилактика — управление рисками, предупреждение угроз.
- Проходная пешка— пешка, которая может двигаться к полю превращения перед которой отсутствуют пешки соперника.
- Преимущество— превосходство над соперником в каком либо аспекте.
Р
- Размен— ход или несколько ходов, при которых происходит взаимный обмен фигурами.
- Раздача люлей— победы с подавляющим преимуществом.
- Разноцвет— положение в эндшпиле, когда у сторон по одному слону разного цвета полей. Не считая других фигур.
- Расписать— сыграть быструю ничью без борьбы.
- Рассыпаться— получить в несколько ходов проигранную позицию из приемлемой или хорошей.
- Рейтинг—уровень относительной силы игрока, измеряемый числовым коэффициентом.
- Рентген— эффект от действия дальнобойной фигуры (например фианкетированного слона), при котором фигуры соперника потенциально под угрозой взятия.
- Ретроградный анализ — задание в шахматной композиции на выяснение последнего хода в партии.
- Рокировка— ход с участием сразу двух фигур. А именно, короля и ладьи. При рокировке король перемещается изначальной позиции через поле (вправо, или влево). а ладья перескакивает через короля, становясь на соседнее поле.
- Ряд «обжорный» — вторая или седьмая горизонталь, на которой «свирепствует» ладья и поедает пешки.
- Рубить флаг— умышленная игра на время.
- Рыба (жаргон)— ничья.
- Рыбка (Rybka)— один из продвинутых шахматных программ.
С
- Связка— нападение на фигуру противника, которая прикрывает собой более важную фигуру. Или же ключевое поле.
- Связанные пешки— пешки, находящиеся на соседних вертикалях рядом друг с другом.
- Сдвоенные пешки— две пешки одного цвета на одной вертикали.
- Сеанс одновременной игры — формат игры, когда шахматист играет с несколькими соперниками одновременно на разных досках. Ходы делаются поочередно.
- Скахография— жанр шахматной композиции, когда расположение фигур образует очертания букв, цифр или рисунки.
- «Слабое» превращение— превращение пешки в фигуру, отличную от ферзя.
- «Слепота» шахматная— что-то вроде затмения, когда игрок не видит очевидный ход.
- Стратегия шахматная— набор принципов, методов и план игры против определенного соперника.
- Самоходки— связанные пешки, близкие к полю превращения.
- Сбор урожая (шут.)— перевод позиционного или другого преимущества в материальное.
- Сицилианка— сицилианская защита.
- Скинуть— принести в жертву материал или вернуть жертву сопернику.
- Славянка— славянская защита.
- Слоны Горвица— два слона рядом одного цвета, простреливающие диагонали.
- Слон Гуфельда— фианкетированный слон g7 в староиндийской защите.
- Слон Фишера—белопольный слон белых в испанской партии и сицилианской защите.
- Соскок— неожиданное спасение в тяжелой позиции.
- Сплав— умышленный проигрыш.
- Старушка (шут.)— староиндийская защита.
- Стокфиш (Stockfish)— одна из лучших шахматных программ.
- Стоять— придерживаться выжидательной тактики.
- Строчка— решающий перевес. Произносятся как «плюс-минус в строчку» (когда перевес у белых) и «минус-плюс в строчку» (когда у чёрных).
- Стучать— играть блиц или во взаимном цейтноте.
Т
- Табия— хорошо изученная позиция.
- Тактика шахматная— набор комбинационных приёмов. Вилка, двойной удар, отвлечение, завлечение и т.д.
- Темп— динамика ходов. Потеря темпа — лишний ход, потеря времени.
- Теория шахматная— область анализа и обобщения знаний в шахматах, выявление закономерностей. Обычно имеют ввиду дебютную теорию.
- Топталка— неоднократное повторение позиции.
- Треугольник — способ передачи очереди хода сопернику для достижение цели поставить его в положение цугцванга.
- Тура— жаргонное название ладьи.
- Туристы— (юмор) слабые шахматисты, не претендующие на победу в турнире.
- Турнир— разновидность шахматного соревнования, в котором участвуют более двух игроков.
- Турнирная таблица— документ, в котором фиксируются результаты партий участников турнира.
- Тычок— движение пешки навстречу неприятельским силам.
- Тяжёлая фигура—ферзь и ладья.
У
- Угроза— потенциальная или реальная опасность.
- Уконтрапупить— уверенно обыграть.
Ф
- Фаланга— пешечная цепь.
- Фейерверк—комбинация с каскадом жертв.
- Фианкетто—фианкетирование, развитие слона в «домик» из пешек (к примеру слон на g2 при пешках f2, g3 и h2).
- Фишка (жаргон) — шахматная фигура.
- Фланг—вертикали a, b, c, f, g, h.
- Фланг королевский — фланг на вертикалях f, g, h.
- Ферзевый фланг— фланг на вертикалях a, b, c.
- Фишеровские шахматы— в начальной позиции фигуры расположены произвольно, за исключением: пешки занимают второй ряд, —слоны стоят на полях разного цвета, ладьи с разных сторон от короля.
- Форпост— внедренная во вражеский лагерь фигура под защитой пешки. Например, конь на d6 под защитой пешки е5.
- Форсаж— форсированный вариант.
- Форсирование— серия ходов, в которой соперник отвечает только вынужденным образом.
- Форточка — поле, для ухода короля от шаха по первой (восьмой) горизонтали. Как правило h2 или g2.
Х
- Ход— передвижение фигуры с одного поля на другое.
- Хвост— группа участников-аутсайдеров в турнире. Иногда так называют последние доски в командных соревнованиях.
Ц
- Цейтнот— нехватка времени для обдумывания.
- Цементировать— сверхнадежная защита.
- Ценность фигур— номинальная значимость фигуры в игре по отношению к другим фигурам. Например, конь равен трем пешкам.
- Центр— поля e4,e5,d4 и d5.
- Цугцванг (цуг)— ситуация, при которой любой ход ведет к ухудшению позиции.
Ч
- Часы шахматные— специальная разновидность часов, в которых имеются два циферблата и механизм переключения часов таким образом, что ходят часы игрока, обдумывающего ход.
- Часы Фишера— шахматные часы, в которых предусмотрено прибавление нескольких секунд к каждому ходу.
- Чернопольник— чернопольный слон.
Ш
- Шах— ситуация нападения на короля. Король находится под шахом означает, что он находится под боем фигуры противника и должен защититься.
- Шах двойной — ситуация, в которой шах объявлен сразу двумя фигурами.
- Шахматная композиция— разновидность шахмат, в которой составляют позиции для решения задач и этюдов.
- Шахматная фигура— король, ферзь, ладья, конь, слон.
- Швейцарка— турнир с большим количеством участников. Основное правило — между собой должны встречаться игроки, имеющие одинаковое или максимально близкое количество очков на данный момент.
- Швиндель — неожиданный комбинационный удар.
- Шлёпать— играть быстро и плохо.
- Шпилер—игрок, делающий ставки на ловушки и использование ошибок партнера.
- Штаны— ситуация, когда слон не может удержать две проходные пешки на разных флангах.
- Шреддер (Shredder)— одна из продвинутых шахматных программ.
Э
- Эстетика шахмат — способность игры вызывать эстетическое удовольствие.
- Эндшпиль— завершающая часть партии.
- Этюд шахматный— элемент шахматной композиции. Созданная позиция, в которой требуется найти единственный путь к решению поставленной задачи – достижения выигрыша или ничьей.