Словарь шахматных терминов

А

  • Адванс– игра, в которой разрешается использовать помощь компьютера.
  • Армагеддон — заключительная, решающая партия матча в случае ничейного исхода как основной части матча, так и тай-брейка.
  • Атака –  наступление на позицию короля неприятельской стороны с целью мата. В более узком смысле – нападение на фигуру.
  • Атакёр —игрок, предпочитающий атакующий стиль игры.

Б

  • Батарея —тандем двух фигур, каждая из которых усиливает потенциал другой фигуры или атаки. Например: сдвоенные ладьи.
  • Баранка(бублик) — нолик в турнирной таблице.
  • Безнадега – безнадежная позиция.
  • Белопольник —слон белопольный.
  • Белоцветчик —шахматист, который намного лучше играет белыми, нежели черными
  • Бешеная ладья— фигура (ладья), которую бесконечно жертвуют с целью получить позицию пата на доске.
  • Блиц— игра, при которой контроль времени, как правило, не превышает 5 минут на партию. С добавлением или без добавления нескольких секунд на ход по истечении времени.
  • Блицор— игрок, который умеет и любит играть блиц.
  • Блокада— один из приемов ограничения подвижности фигур соперника.
  • Блокер —любая фигура, препятствующая продвижению пешки противника.
  • Быстрые шахматы(другое название — рапид) — игра, при которой контроль времени, как правило, находится в диапазоне 15-30 минут на всю партию.

В

  • Вертикаль— все поля доски, идущие вверх от наименования. Например, вертикаль А: все поля от А1 до А8.
  • Вечный шах— положение, когда один из игроков дает повторяющиеся шахи, а второй не может от них уклониться.
  • Взятие на проходе— взятие пешкой пешки противника, которая пересекает своим первым ходом на два поля – поле, которое бьется пешкой противника.
  • Вилка— одновременное нападение на две фигуры соперника конем или пешкой
  • Висячие пешки— пара центральных пешек, которые невозможно защитить другими пешками. Например пешки С и D при отсутствии пешек В и Е.
  • Вскрытый шах— шах, возникающий при «отскоке» фигуры и открытии нападения на короля от другой фигуры.
  • Выжидательный ход— ход, цель которого не ухудшить позицию или выяснить намерения партнера.
  • «В одну калитку»- более, чем убедительная победа.

Г

  • Гамбит— один из видов дебюта, в котором одна из сторон жертвует материал ради достижения свои целей. Например, перевес в развитии, инициатива.
  • Гарде (от французск. gardez — берегись) — жаргон начинающих, означающий нападение на ферзя.
  • Голый король— ситуация, когда король не защищен своими фигурами
  • Горизонталь— поля на доске и одинаковым цифровым индексом.  Например: первая горизонталь.
  • Гроб— (безнадега, горшок, жбан, труба, ящик) — плохая или безнадежная позиция.

Д

  • Дальнобойная фигура— дальнобойными считаются ферзь, ладья и слон.
  • Двух слонов преимущество— открытая позиция, когда у одной из сторон два слона против слона и коня или двух коней.
  • Движок— это уникальная программа, которая встраивается в  шахматную  оболочку (например «Фриц», «Арена», «Шредер»), тем самым сила игры оболочки увеличивается во много раз.
  • Дебют— начальная стадия партии.
  • Демаркационная линия— условное название линии разделяющей четвертую и пятую горизонталь.
  • Диагональ— группа полей на  доске одного цвета. Например все поля от а1 до h8 по прямой линии.
  • Детский мат— быстрый мат ферзем и слоном в дебюте.
  • Доминация— подавляющее преимущество, которое проявляет себя в полном контроле над ключевыми полями и пространством шахматной доски в целом.
  • Доплывать (доползать)— играть на ничью в заключительной части турнира.
  • Дракон— один из вариантов  сицилианской защиты, при котором чернопольный слон черных фиакетируется на поле g7. Например 1.e4 c5 2.Nf3 d6 3.d4 cxd4 4. Nxd4 Nf6 5.Nc3 g6
  • Дыра— очень уязвимое поле.
  • Длинная рокировка— рокировка в длинную сторону. Кроме того, рокировкой в шутку называют три ноля подряд в турнирной таблице.

Е

  • Ёж— расположение черных пешек на полях шестой горизонтали d6 и е6 в некоторых вариантах сицилианской защиты.

Ж

  • Жертва— отдача или невыгодный (неэквивалентный)  размен материала ради достижения других целей. Например: атака на короля.
  • Жертва корректная— обоснованная жертва
  • Жертва некорректная(блеф) — необоснованная жертва в расчете на ошибку.
  • Жертва позиционная— жертва, которая не предполагает отыгрыш материала в ближайшей перспективе.

З

  • Задача шахматная— позиция, в которой дается задание найти единственный путь к мату в определенное количество ходов.
  • Забор— пешечная фаланга или ряд.
  • Закрытая игра— игра при закрытом пешечными цепями центре.
  • Засада— дальнобойная фигура находится в укрытии своих фигур до поры до времени.
  • Заснуть—задуматься на долгое время.
  • Звон— разговоры  во время игры блиц.
  • Зевок— очевидная ошибка, просмотр фигуры или пешки.
  • Зрение комбинационное– способность видеть тактические возможности позиции.

И

  • Игра вслепую— игра без фигур. При этом разрешается пользоваться пустой доской. Ходы передаются словами шахматной нотации.
  • Игра на три результата— непредсказуемое положение на доске, когда возможен любой исход партии.
  • Играть руками— игра на автомате, без особых раздумий.
  • Изолятор— жаргонное название изолированной пешки.
  • Инициатива— возможность навязывать  сопернику характер борьбы: темп, стиль, направление.
  • Испанка— упрощенное название испанской партии.
  • Испортить прическу— разрушить монолитность пешечного построения.
  • Итальянка— упрощенное  название итальянская партия.

К

  • Капкан — невыгодная ситуация, в которую попадает игрок в результате расставленной соперником ловушки.
  • Катать— играть много и поверхностно.
  • Китайская ничья— смахнуть фигуры с доски  и выйти изо стола.
  • Качество— наличие соотношения ладья против легкой фигуры. Виграть качество – выиграть ладью ценой легкой фигуры.
  • Квалификация шахматная— признанный уровень игры шахматиста. Документируется присвоением разрядов и званий в соответствии с шахматной иерархией.
  • Кингчесс— экзотический вид шахмат. В процессе игры соперники поэтапно выставляют свои фигуры на пустую в начале партии доску.
  • Классика — игра с традиционным, «классическим» контролем времени.
  • Клиент— легкий соперник, у которого уже выигрывал не раз.
  • Комбинация— форсированная последовательность ходов.
  • Комбинатор, комбайнёр— шахматист, любящий и умеющий комбинировать.
  • Комодо (Komodo)— шахматная программа.
  • Коновал— шахматист, любящий играть конями.
  • Контргамбит— противовес гамбиту, — дебют, в котором на жертву следует ответная жертва.
  • Контригра— встречная игра против активности соперника.
  • Конь Каспарова— черный конь, которого водрузили на поле d3.
  • Конь Тарраша— фигура (конь), расположенный на краю доски.
  • Кооперативный мат— мат, который возник благодаря «усилиям» обеих сторон.
  • Короткая рокировка— рокировка в сторону королевского фланга.
  • Крепость— позиция, в которой при правильной игре обороняющейся стороны невозможно одержать победу.
  • Круговик— соревнование (шахматный турнир)  по круговой системе. Все участники должны сыграть каждый с каждым.
  • Криттер (Critter)— шахматная программа.

Л

  • Лавирование— позиционная игра без явных активных действий.
  • Ладейник— ладейный эндшпиль.
  • Ласкеровская компенсация — ситуация, в которой за ферзя есть компенсация в виде ладьи, слона и пешки.
  • Лёгкая партия— шахматная партия в неофициальном формате и без контроля времени.
  • Лёгкая фигура—конь и слон.
  • Ловушка — прием в расчете на  опрометчивую или неумелую игру соперника.
  • Лошадь —жаргонное, шутливое название коня.

М

  • Мат— положение на доске, когда король нахдится под шахом и не имеет возможности уйти из-под шаха или защититься другим способом.
  • Мат Легаля— матовая комбинация с жертвой ферзя в дебюте.
  • Мат линейный— ситуация мата одной или двумя тяжелыми фигурами на крайней горизонтали.
  • Мат спёртый— ситуация мата конем, при которой король зажат собственными фигурами.
  • Матовая сеть— положение, когда через несколько ходов будет неизбежно поставлен мат.
  • Материал— пешки и фигуры.
  • Матч— соревнование, в котором два шахматиста играют между собой определенное количество партий.
  • Мельница— комбинация последовательных вскрытых шахов.
  • Миниатюра— 1) короткая по количеству ходов партия, завершившаяся победой одной из сторон 2) Этюд или задача с небольшим количеством фигур.
  • Миттельшпиль— срединная часть игры. Между дебютом и эндшпилем.
  • Мишень— объект атаки на шахматной доске.

Н

  • Ничья— итог партии, в которой никто из игроков не победил. Каждый получает по пол-очка.
  • Насиловать позицию— игра без учета позиции, как правило, себе во вред.
  • Не выйти из дебюта— потерпеть поражение в дебюте.
  • Ничья в кармане— ситуация, при которой есть возможность играть без риска потерпеть поражение.
  • Новинка— новое продолжение в известном варианте.
  • Нокаут-система— формат турнира, схожий с олимпийской системой в других видах спорта. В следующий круг выходит только победитель. По сути – плэй-офф.
  • Нотация шахматная — система правил, согласно которым ведется запись партии.

О

  • Обезьянья игра — стремление одного из игроков к симметричному повторению ходов.
  • Обдернуться— сделать не тот ход, что задумал.
  • Обжорный ряд— горизонталь, на которой ворвавшиеся ладь или ферзь собирает «урожай» пешек.
  • Окучить— уверенное, методичное давление на позицию соперника с последующим выигрышем материала.
  • Отжарить— красивая, убедительная победа.
  • Откладывание партии — процесс, при котором партия прерывается и затем (через несколько часов или на следующий день) доигрывается. В современных шахматах практически не применяется.
  • Открытая игра — игра в открытых позициях.
  • Открытая линия— свободная от фигур вертикаль.
  • Открытые дебюты— дебюты, возникающие после первого хода  e4 e5.
  • Отравленная пешка — пешка, взятие которой влечет за собой неприятные сюрпризы и последствия.
  • Отсталая пешка— пешка, отставшая от своих собратьев, ставшая объектом атаки.

П

  • Пат— положение на доске, при котором игрок, за которым право хода, — не может сделать ход, не нарушая шахматных правил и его король не находится под шахом.
  • Первая линия— лучшее продолжение, предлагаемое шахматной программой.
  • Пешка— шахматная единица, имеющая минимальную ценность.
  • Пешечник— пешечный эндшпиль.
  • План игры— идея, воплощенная в конкретные последовательные действия в шахматной партии.
  • Пластуны— пешки, которые двигаются к полю превращения на разных флангах.
  • Плотный ход— синоним понятия сильный ход.
  • Поддавки— формат игры, в котором побеждает игрок, отдавший все свои фигуры, в том числе короля.
  • Подкрутить позицию— создать дополнительное напряжение на доске игровыми способами.
  • Позиция — положение на доске.
  • Поле— единица пространства в шахматах, другие названия — клетка или пункт.
  • Полтинник— половина набранных очков от количества возможных.
  • Поле «слабое» — поле, которое может быть использовано для вторжения соперником.
  • Поплыть— растеряться, перейти на игру «на автомате».
  • Похоронить вариант— однозначно оценить вариант, как невыгодный и непригодный для применения.
  • Превращение— изменение статуса пешки другой фигурой аналогичного цвета, кроме короля при достижении 8 или 1 горизонтали
  • Прихватить соперника в дебюте— поставить перед соперником трудноразрешимые проблемы в дебюте.
  • Провисать— нахождение фигуры «под боем» без защиты.
  • Промежуток— то же, что промежуточный ход.
  • Программа шахматная— разновидность компьютерных программ, способных делать ходы, анализировать и оценивать позицию.
  • Промежуточный ход— неожиданный, не очевидный ход в форсированном варианте.
  • Пространство— объем игрового поля шахматной доски. Является фундаментальным ресурсом шахматной игры.
  • Профилактика — управление рисками, предупреждение угроз.
  • Проходная пешка— пешка, которая может двигаться к полю превращения перед которой отсутствуют пешки соперника.
  • Преимущество— превосходство над соперником  в каком либо аспекте.

Р

  • Размен— ход или несколько ходов, при которых происходит взаимный обмен фигурами.
  • Раздача люлей— победы с подавляющим преимуществом.
  • Разноцвет— положение в эндшпиле, когда у сторон по одному слону разного цвета полей. Не считая других фигур.
  • Расписать— сыграть быструю ничью без борьбы.
  • Рассыпаться— получить в несколько ходов проигранную позицию из приемлемой или хорошей.
  • Рейтинг—уровень относительной силы игрока, измеряемый числовым коэффициентом.
  • Рентген— эффект от действия дальнобойной фигуры (например фианкетированного слона), при котором фигуры соперника потенциально под угрозой взятия.
  • Ретроградный анализ — задание в шахматной композиции на выяснение последнего хода в партии.
  • Рокировка— ход с участием сразу двух фигур. А именно, короля и ладьи.  При рокировке король перемещается изначальной позиции через поле (вправо, или влево). а ладья перескакивает через короля, становясь на соседнее поле.
  • Ряд «обжорный» — вторая или седьмая горизонталь, на которой «свирепствует» ладья и поедает пешки.
  • Рубить флаг— умышленная игра на время.
  • Рыба (жаргон)— ничья.
  • Рыбка (Rybka)— один из продвинутых  шахматных программ.

С

  • Связка— нападение на фигуру противника, которая прикрывает собой более важную фигуру. Или же ключевое поле.
  • Связанные пешки— пешки, находящиеся на соседних вертикалях рядом друг с другом.
  • Сдвоенные пешки— две пешки одного цвета на одной вертикали.
  • Сеанс одновременной игры — формат игры, когда шахматист играет с несколькими соперниками одновременно на разных досках. Ходы делаются поочередно.
  • Скахография— жанр шахматной композиции, когда расположение фигур образует очертания букв, цифр или рисунки.
  • «Слабое» превращение— превращение пешки в фигуру, отличную от ферзя.
  • «Слепота» шахматная— что-то вроде затмения, когда игрок не видит очевидный ход.
  • Стратегия шахматная— набор принципов, методов и план игры против определенного соперника.
  • Самоходки— связанные пешки, близкие к полю превращения.
  • Сбор урожая (шут.)— перевод позиционного или другого преимущества в материальное.
  • Сицилианка— сицилианская защита.
  • Скинуть— принести в жертву материал или вернуть жертву сопернику.
  • Славянка— славянская защита.
  • Слоны Горвица— два слона рядом одного цвета, простреливающие диагонали.
  • Слон Гуфельда— фианкетированный слон g7 в староиндийской защите.
  • Слон Фишера—белопольный слон белых в испанской партии и сицилианской защите.
  • Соскок— неожиданное спасение в тяжелой позиции.
  • Сплав— умышленный проигрыш.
  • Старушка (шут.)— староиндийская защита.
  • Стокфиш (Stockfish)— одна из лучших шахматных программ.
  • Стоять— придерживаться выжидательной тактики.
  • Строчка— решающий перевес. Произносятся как «плюс-минус в строчку» (когда перевес у белых) и «минус-плюс в строчку» (когда у чёрных).
  • Стучать— играть блиц или во взаимном цейтноте.

Т

  • Табия— хорошо изученная позиция.
  • Тактика шахматная— набор комбинационных  приёмов. Вилка, двойной удар, отвлечение, завлечение и т.д.
  • Темп— динамика ходов. Потеря темпа — лишний ход, потеря времени.
  • Теория шахматная— область анализа и обобщения знаний в шахматах, выявление закономерностей. Обычно имеют ввиду дебютную теорию.
  • Топталка— неоднократное повторение позиции.
  • Треугольник — способ передачи очереди хода сопернику для достижение цели поставить его в положение цугцванга.
  • Тура— жаргонное название ладьи.
  • Туристы— (юмор) слабые шахматисты, не претендующие на победу в турнире.
  • Турнир— разновидность шахматного соревнования, в котором участвуют более двух игроков.
  • Турнирная таблица— документ, в котором фиксируются результаты партий участников турнира.
  • Тычок— движение пешки навстречу неприятельским силам.
  • Тяжёлая фигура—ферзь и ладья.

У

  • Угроза— потенциальная или реальная опасность.
  • Уконтрапупить— уверенно обыграть.

Ф

  • Фаланга— пешечная цепь.
  • Фейерверк—комбинация с каскадом жертв.
  • Фианкетто—фианкетирование, развитие слона в «домик» из пешек  (к примеру слон на g2 при пешках f2, g3 и h2).
  • Фишка (жаргон) — шахматная фигура.
  • Фланг—вертикали a, b, c, f, g, h.
  • Фланг королевский — фланг на вертикалях f, g, h.
  • Ферзевый фланг— фланг на вертикалях a, b, c.
  • Фишеровские шахматы— в начальной позиции фигуры расположены произвольно, за исключением:  пешки занимают второй ряд, —слоны стоят на полях разного цвета, ладьи с разных сторон от короля.
  • Форпост— внедренная во вражеский лагерь фигура под защитой пешки. Например, конь на d6 под защитой  пешки е5.
  • Форсаж— форсированный вариант.
  • Форсирование— серия ходов, в которой соперник отвечает только вынужденным образом.
  • Форточка — поле, для ухода короля от шаха по первой (восьмой) горизонтали. Как правило h2 или g2.

Х

  • Ход— передвижение фигуры с одного поля на другое.
  • Хвост— группа участников-аутсайдеров в турнире. Иногда так называют последние доски в командных соревнованиях.

Ц

  • Цейтнот— нехватка времени для обдумывания.
  • Цементировать— сверхнадежная защита.
  • Ценность фигур— номинальная значимость фигуры в игре по отношению к другим фигурам. Например, конь равен трем пешкам.
  • Центр— поля e4,e5,d4 и d5.
  • Цугцванг (цуг)— ситуация, при которой любой ход ведет к ухудшению позиции.

Ч

  • Часы шахматные— специальная разновидность часов, в которых имеются  два циферблата и  механизм переключения часов таким образом, что ходят часы игрока, обдумывающего ход.
  • Часы Фишера— шахматные часы, в которых предусмотрено прибавление нескольких секунд к каждому ходу.
  • Чернопольник— чернопольный слон.

Ш

  • Шах— ситуация нападения на короля. Король находится под шахом означает, что он находится под боем фигуры противника и должен защититься.
  • Шах двойной — ситуация, в которой шах объявлен сразу двумя фигурами.
  • Шахматная композиция— разновидность шахмат, в которой составляют позиции для решения задач и этюдов.
  • Шахматная фигура— король, ферзь, ладья, конь, слон.
  • Швейцарка— турнир с большим количеством участников. Основное правило — между собой должны встречаться игроки, имеющие одинаковое или максимально близкое количество очков на данный момент.
  • Швиндель — неожиданный комбинационный удар.
  • Шлёпать— играть быстро и плохо.
  • Шпилер—игрок, делающий ставки на ловушки и использование ошибок партнера.
  • Штаны— ситуация, когда слон не может удержать две проходные пешки на разных флангах.
  • Шреддер (Shredder)— одна из продвинутых шахматных программ.

Э

  • Эстетика шахмат — способность игры вызывать эстетическое удовольствие.
  • Эндшпиль— завершающая часть партии.
  • Этюд шахматный— элемент шахматной композиции. Созданная позиция, в которой требуется найти единственный путь к решению поставленной задачи – достижения выигрыша или ничьей.

Получай свежие статьи блога на e-mail

Вам также может быть интересно