День добрый, дорогой друг!
Умный дальновидный человек решения принимает взвешенно. И прежде чем занять своего ребенка шахматами, он непременно спросит себя: Что дают шахматы детям и взрослому человеку?
Вначале небольшое отступление: Спасибо, что заходите на наш телеграм канал и пишете комментарии к статьям.
Если Вы или ваш ребенок делаете только первые шаги в шахматах, – профессионально проконсультируем и подберем программу обучения, подходящую именно вам.
Как они будут влиять на развитие маленького человека и что могут принести ему в будущем, когда он вырастет?
Полагаю, вряд ли кто-то будет оспаривать позитивное влияние шахмат на развитие интеллекта. В этом вопросе как правило сходятся во мнении все. И родители и специалисты, и даже далекие от шахмат люди.
Менее заметным, на непосвященный взгляд, является влияние шахмат на развитие личных качеств ребенка. Мы обсуждали это в предыдущей статье. Влияние есть и немалое.
Когда начинать?
Автору этих строк нередко приходилось отвечать на такой вопрос: Можно ли стать элитарным шахматистом с нуля, уже будучи достаточно взрослым человеком? Например в 20-22 года?
Ответ такой:
Если вы в 20 лет не умеете играть или играете плохо, — войти в шахматную элиту не получится.
В истории был только один подобный случай. Ефим Боголюбов познакомился с шахматами в 18 лет.
Однако тогда было другое время. Сегодня это невозможно. Увы, поезд ушел. Надеюсь, не слишком вас огорчил.
С точки зрения вероятности достижения спортивных успехов, принцип такой: чем раньше, тем лучше. 4-5 лет – вполне оптимальный возраст для знакомства с шахматами. Через полгода -год можно переходить к занятиям, желательно под руководством специалистов.
В сегодняшней статье хотел бы обратить внимание еще на один важный аспект увлечения шахматами: Кроме интеллектуального и личностного развития, они могут оказаться своеобразным трамплином в построении карьеры в других областях.
Свои
Ничто так не сближает людей, как общее увлечение.
Мои друзья детства – шахматисты остались лучшими друзьями на всю жизнь. Почти никто из них не стал шахматным профессионалом и мы частенько пересекались по работе. Но мы всегда знали и знаем – мы «свои». И поддержим друг друга несмотря не на что.
Даже в беседе с незнакомым доселе человеком, если вдруг выясняется, что мы оба шахматисты, разговор сразу становится теплее.
Лет 15 назад ваш покорный слуга пришел на собеседование в одну солидную фирму на должность начальника отдела. Разговор с руководителем вакансии был деловит и суховат ровно до того момента, пока случайно не выяснилось, что мы оба шахматисты. Я мастер, он любитель.
Беседа сразу пошла на волне взаимопонимания. В разговоре, в отношениях важна «химия». Взаимные позитивные эмоции. Химия возникает на базе чего-то общего, что затрагивает струны души. В данном случае это общее – шахматы.
К моему удивлению, руководитель сделал предложение о работе прямо на собеседовании, что обычно является редкостью.
Еще один пример:
Будучи студентом политеха, ваш покорный слуга частенько приезжал в родной город. И «отдыхал» в шахматном клубе, «стуча в блиц» с любителями и разрядниками навылет. Как-то после редкого «вылета», сидя «на банке» (в очереди на игру) разговорился с одним из своих соперников.
Он оказался начальником цеха на Северстали. Известный человек, специалист. По фамилии Икконен. Арнольд Константинович пригласил меня в свой цех, присмотреться, познакомиться с производством. Через год я заканчивал ВУЗ. У него был и сопутствующий интерес – я мог значительно усилить цеховую шахматную команду.
Договорились, что делали обсудим ближе у моему окончанию политеха. К сожалению, планам не суждено было сбыться. Арнольд Константинович безвременно ушел из жизни.
Было и еще пара подобных случаев в моей трудовой профессиональной карьере. К чему эти истории?
Я точно знаю, что в моей сети деловых контактов, шахматисты — особая сеть, это «свои» люди. Мы говорим на одном языке. Нет теперь уже не на языке шахмат, но это не так важно. Важно то, что мы «свои».
У верблюда два горба…. ,
Потому, что жизнь — борьба )
С этим нехитрым изречение можно соглашаться или не соглашаться. Однако реальность нашей жизни такова, что бойцовские качества совсем не помешают.
Общепризнанно, что шахматы сочетают в себе элементы искусства, науки и спорта.
Шахматная теория содержит в себе все признаки научной дисциплины. Эстетически ценности, создаваемые высококлассной, творческой игрой, оказывают сильное воздействие на духовную сферу человека.
И все же. Большинство любителей шахмат видят в игре прежде всего борьбу.
Важен результат. Без этого шахматы теряют свою привлекательность. Исключить элементы состязательности, азарта, борьбы – означает попросту убить шахматы.
Эммануил Ласкер говорил:
«Шахматы – прообраз жизненной борьбы…Они полезны для обучения борьбе, которой пронизана жизнь. Мы должны развивать в себе силы потребные для деятельности в условиях противоборства»
Серьезные шахматы – это жесткая, а порой и жестокая борьба, мобилизующая весь спектр духовных и нервных сил человека.
Что бы не говорили альтруисты, цель игры – достижение победы. Невозможно выиграть, чтобы другая сторона не проиграла. И этот факт может привести к непростым нравственным проблемам. Связанным с желанием «устранить» соперника.
И иногда шахматист «перегибает палку» в выборе средств.
Еще один «перегиб» — чрезмерные амбиции, не подкрепленные должной работой над шахматами и над собой. Вернее не сами амбиции, а «побочные эффекты» в поведении, возникающие из-за несбывшихся ожиданий.
И это тоже «перегиб».
Завышенная самооценка, подозрительность, зависть, высокомерие – эти свойства характера могут появиться в любой деятельности. В том случае, если молодой человек брошен на произвол судьбы в бурные воды противоборства. В том числе и в шахматах.
Как избежать «перегибов»?
Мы с вами знаем, что обучение восточным единоборствам начинается с философии. Ребенку разъясняют, что хорошо и что плохо, что можно и что нельзя. Это важно как раз для того, чтобы увлечение не входило в противоречие с окружающим миром и людьми.
И делает это наставник, тренер.
То же и в шахматах. Важно, чтобы ребенок был «под присмотром» специалиста опытного наставника.
Важно также, чтобы ребенок был в сообществе «себе подобных». Для этого и существуют шахматные кружки, секции. Наша школа «Шахматы с Жориком» имеет и дополнительное преимущество – возможность обучения онлайн.
В заключение повторю основную мысль статьи:
Шахматы многогранны по своему влиянию на человека и его жизненный путь. Они могут предоставить дополнительные возможности даже тогда, когда не особенно ждешь.
Шахматные неформальные сообщества, построенные на общем увлечении, могут оказаться очень прочными и приносить пользу в различных областях жизни.
Благодарю за интерес к статье.
Если вы нашли ее полезной, сделайте следующее:
- Заходите на наш телеграм канал.
- Напишите комментарий (внизу страницы)
Удачного дня!
«Увы, поезд ушел» такое впечетление что шахматы игра только для детей от этой статьи.
«Увы, поезд ушел», т. к. войти в шахматную элиту не получится. А научиться играть и играть можно хоть и в 40 лет. Читайте внимательнее!