День добрый, дорогой друг!
Есть в году как минимум один день, когда о шахматах вспоминают людей больше, чем обычно. По крайней мере те, кто смотрит в календарь. Ибо 20 июля — Международный день шахмат.
Что это за праздник?
Инициатором учреждения дня шахмат принадлежала ФИДЕ и Юнеско. Собственно так и должно было быть. Официально праздник объявлен в 1966 году. Советский Союз, как ведущая шахматная держава, поддержал идею и присоединился к ней.
С тех пор международный день шахмат, как праздник, отмечается в большинстве стран мира. Всего таких стран 178.
А людей, играющих в шахматы более-менее постоянно, насчитывается более 600 миллионов. Почти каждый десятый житель нашей голубой планеты. Впечатляющая статистика.
В этот день обычно организуют шахматные мероприятия: сеансы одновременной игры, мастер-классы, массовые турниры. Можно даже услышать стихи например:
Как на полях черно-белой доски
Все мы играем какую-то роль!
Пусть будет правилам всем вопреки
Каждый из нас в своей жизни король!
Только на белые пятна ходить,
С шахом и матом любые напасти
Каждый пусть сможет всегда победить!
С праздником шахмат! Удачи и счастья!
На мероприятия приглашаются любители шахмат, родители с детьми, сильные профессиональные шахматисты, гроссмейстеры. Иногда сеансы и турниры проводятся даже «в местах, не столь отдаленных».
Мероприятия обычно организуются местными шахматными организациями. Более крупные, международные форумы проводятся под эгидой ФИДЕ.
Праздник дня шахмат имеет важное значение с точки зрения популяризации нашей игры, привлечения новых игроков и поклонников, разъяснения полезности увлечения шахматами.
Так появляются новые таланты, а для любителей есть возможность лучше познакомиться с премудростями и историей игры.
Собственно, на это оптимистичной ноте можно было бы и завершить сегодняшний пост, посвященный дню шахмат. Однако я напишу еще немного, с вашего позволения.
Пользуясь случаем
С поздравлениями я слегка опоздал, недельки на две. Международный день шахмат отмечался 20 июля 2017 года.
А посему, пользуясь случаем, — напишу, какую пользу принесли шахматы в мою жизнь. В качестве примера. Ибо это была только польза и ничего кроме пользы.
Школа
В первых двух начальных классах ваш покорный слуга учился не шатко не валко. Мама уже почти смирилась с тем, что у ее сына способности так себе.
Однако к концу второго класса успеваемость неожиданно улучшилась. В третьем классе я стал круглым отличником.
Мама только руками разводила. Что случилось? И тут ее осенило… Кривая успеваемости пошла вверх после того, как она отвела сына в шахматный клуб. Не сразу, потом медленно, еще через год – резко вверх.
Возможно конечно, это совпадение, но в такие совпадения верится с трудом.
Кстати насмешки одноклассников, о которых говорил Карлсен в своих интервью, — если не миф, то частный случай. В моем случае этого не было и в помине.
Институт
Хотите верьте, хотите нет, в институте произошел обратный процесс. Если в школе совмещение уроков и занятий шахматами привело к резкому повышению успеваемости, то в институте получилось наоборот.
Когда ваш покорный слуга поступил в вологодский политех в 1978, у меня был первый разряд по шахматам.
Первый курс прошел под девизом: все силы на учебу. Жизненно важно было не вылететь, в то время это было запросто. И не просто не вылететь, а сдать сессии так, чтобы дали стипендию Аж сорок рублей в месяц. Не хухры –мухры по тем временам. Давали только тем, кто сдал сессию на 4 и 5. Допускалось не более одной тройки.
Со второго курса полегчало. Как раз в политехе создали шахматную команду для участия в чемпионате города. Позвали и меня, само собой.
Самое интересное случилось в блиц-турнире – чемпионате города. Я вынес всех фоворитов и стал победителем.
Но самое важное, — неожиданно почувствовал, что стал играть намного лучше, чем пару лет назад. Запустился новый виток шахматной карьеры, на пике которого был мастерский рубеж и участие в полуфинале чемпионата России 1989 года.
Получается то шахматы помогают учебе, то учеба шахматам. Не мешают друг другу, а наоборот, — идут рука об руку.
Шахматы, как полигон развития навыков
Когда стало ясно, что выше мастера спорта я уже не вырасту, выбор был сделан в пользу работы по институтской специальности. Шахматы, как деятельность, — отошли на второй план на долгие годы. Но только не навыки, воспитанные во многом благодаря шахматам.
- Например, — логическое мышление.
Хотел бы сказать следующее: Процесс принятия управленческого (и не только управленческого) решения, — практически идентичен принятию решения по выбору хода шахматистом.
Например:
- Оценка текущей ситуации (оценка позиции)
- Критерии желаемой ситуации (переход в лучший эндшипиль)
- Альтернативы перехода к желаемой ситуации (хода кандидаты)
- Анализ альтернатив (расчет вариантов)
- Выбор решения (выбор хода или варианта)
По сути дела, шахматист во время партии решет одну и ту же управленческую задачу – переход из текущей ситуации в желаемую.
Со временем этот процесс формирует навык. Процесс мышления в жизни, работе запускается автоматически. Рабочие задачи решаются быстрее и качественнее.
- Еще один важнейший навык – спасение в почти безнадежных ситуациях. Опыт таких спасений в шахматах создает уверенность, что шансы на успех есть почти всегда.
И это действительно так. И это один из важнейших навыков в жизни. Как там говорят:
«Проигрывает не тот, кто упал, а тот, кто не сумел подняться…»
- Эмоциональная зрелость. Умение достойно проигрывать без трагедий и выигрывать без щенячьего восторга. Понимание того, что значимый результат приходит на дистанции.
Сиюминутные взлеты и падения, – только эпизоды. Накопление потенциала, опыта, — даст мастерство, навыки, которые уже «не пропьешь». Они будут служить нам верой и правдой долгие годы. Как в шахматах, так и в работе.
Кстати, к вопросу о зависимости. В отличие от компьютерной и прочих, еще более пагубных зависимостей, — шахматы скорее помогают учебе, а не мешают.
По крайне мере я не встречал ни одного человека, которому бы они мешали успешно учиться.
Можете считать, что я рекламирую и агитирую. Но рассказал все как на духу, и искренне верю в огромную пользу шахмат для становления личности. Даже не то, что верю, — знаю. Ибо сам — живой пример.
Благодарю за интерес к статье.
Если вы нашли ее полезной, сделайте следующее:
- Поделитесь с друзьями, нажав на кнопки социальных сетей.
- Напишите комментарий (внизу страницы)
- Подпишитесь на обновления блога (форма под кнопками соцсетей) и получайте статьи к себе на почту.
Удачного дня!