Доброго времени суток, дорогой друг!
Мы с вами знаем, цель игры в окончании – провести пешку в ферзи. Пешечный эндшпиль – своего рода лакмусовая бумажка, основа основ шахматных окончаний.
Роль пешки в окончании
Шахматист, не владеющий основами пешечного эндшпиля, не сможет добиваться практически значимых результатов.
Роль пешки в эндшпиле возрастает ибо перспектива превращения пешки в ферзи, своеобразный джек-пот в жизни последней, – становится реальной.
Пешечные окончания довольно конкретны, общими соображениями здесь не отделаешься. Нужен точный расчет. Кто первый проведет пехотинца? Успеет ли король его «догнать»?
Даже один темп может стать решающим, ибо пешка превращается в ферзя и соотношение сил одномоментно меняется.
При изучении пешечного эндшпиля, важнее даже не запоминание каких-то «точных» позиций, а овладение типичными приемами игры в ситуации, когда на доске короли и пешки.
Сегодня мы рассмотрим несколько таких правил, понятий и приемов.
Ключевые поля
Для начала на элементарных примерах определим условия, при которых задача превращения пешки в ферзи выполнима:
- Наличие самой проходной
- Король противника не может помешать пешке пройти в ферзи
На диаграмме позиция, когда пешка становится ферзем вне зависимости, где расположен король черных.
Король белых с поля с7 одновременно и защищает пешку и контролирует поле ее превращения. Подобным же свойством обладает поля е7 и d7 (это поле промежуточное, с него король переходит на с7 или е7, освобождая путь пешке)
3 поля перед пешкой, которая находится на 6-й горизонтали, называют ключевыми полями.
Правило: Чтобы пешка прошла в ферзи, необходимо занять королем одно из ключевых полей.
Рассмотрим простую позицию:
Исход партии зависит от очереди хода. Если очередь белых, тогда 1.d7 и после 1…Кре7 занимают королем поле с7 . И проводят пешку.
Если же ход черных, выиграть белым не удастся. Черные играют 1…Крс8, контролируя ключевое поле е7. Теперь после 2. d7+ Крd8, белые должны играть 3.Крd6, и это — пат.
То есть борьба ведется вокруг ключевых полей. Если белые занимают королем одно из ключевых полей, — они выигрывают, если черные не допускают этого, — ничья.
Минированные поля
Следующий пример:
Король белых угрожает напасть на пешку, однако то же самое собирается сделать черный. Однако прямолинейное движение белого короля на поле е6 – грубая ошибка.
Это поле «минированное». После 1.Кре6 Крс5 – белые теряют пешку и проигрывают.
После 1.Кре7! Крс5 2.Кре6 – проигрывают уже черные. Они первыми ступили на «минированное» поле с5.
Если же ход черных, выигрывают уже они. 1…Крс4!. И белые вынуждены первыми ступить на минированное поле е6. После 2.Кре6 Крс5 – победа за черными.
В теории позиция с королями на е6 и с5 называется взаимный цугцванг. Чей ход, -тот и проигрывает:
Треугольник
Похожим с предыдущим примером является метод треугольника.
Это маневр короля для передачи хода сопернику. Умышленная потеря темпа. При этом соперник оказывается в цугцванге, — ситуации, когда любой ход является плохим.
В позиции на диаграмме у белых лишняя пешка. Чтобы провести ее в ферзи, король должен прорваться на d7. Другой путь – выиграть пешку а6.
Прямолинейный путь не приносит успеха. На 1.Крс5 следует 1…Крс7, а на 1.Крd6 – 1…Крd8. Черный монарх не пускает белого визави на ключевые поля.
Выигрыш достигается «пляской» короля по треугольнику d5-d4-c4.
1.Крd4 Крd8 2.Крс4 Крс8 3.Крd5! Крd8 4.Крd6
А на 2…Крс7 выигрывает разумеется 3.Крс5
Проблема черных в том, что у их короля нет возможности «сплясать» подобным же образом – 9-й горизонтали в шахматах нет )
Правило квадрата
Пожалуй, самое простое правило, но не менее важное. Правило квадрата позволяет «навскидку» определить: способен король остановить/догнать пешку или же нет.
В позиции на диаграмме результат зависит от очереди хода. При ходе белых, они легко проводят пешку ходом 1.в5. Черный монарх не успеет задержать/догнать пехотинца.
При ходе черных, король успевает остановить и забрать ее: 1…Крf4 2.b5 Кре5 2.b6 Крd6 3.b7 Крс7
На диаграмме линией обозначен квадрат. Сторона квадрата равна расстоянию до поля превращения.
Правило квадрата можно сформулировать так:
Если при своем ходе король попадает в квадрат, или уже находится там, — он «догоняет» пешку. Если король не попадает в квадрат, — он не успевает ее задержать, и та проходит в ферзи.
При оценке ситуации за доской, следует иметь ввиду следующие моменты:
- Наличие других пешек может помешать попаданию короля в квадрат или его движению.
Например:
После 1...Крf4 2.b5 черный монарх не успевает. Ему мешает собственная пешка е5.
- Не следует забывать, что из начального положения пешка может сходить сразу на 2 поля.
В заключение: Мы рассмотрели только 4 приема. На самом деле их больше, разумеется. Для более глубокого изучения пешечного эндшпиля, и тем более эндшпиля вообще, — следует читать книги по теории окончаний. Что само по себе могу только приветствовать.
Упражнения
Белые начинают и выигрывают:
Черные начинают и делают ничью:
Благодарю за интерес к статье.
Если вы нашли ее полезной, сделайте следующее:
- Поделитесь с друзьями, нажав на кнопки социальных сетей.
- Напишите комментарий (внизу страницы)
- Подпишитесь на обновления блога (форма под кнопками соцсетей) и получайте статьи к себе на почту.
Удачного дня!
хода 2.Крс7 не существует! Возможно Крс8?
Это а каком примере?
Или ты не умеешь считать варианты