День добрый, дорогой друг!
Существуют специальные программы для анализа и расчета вариантов. Это и есть шахматные движки. Они не имеют собственного интерфейса и интегрируются в шахматные оболочки.
Оболочка (например — Arena, шредер, фритц ) в отличие от движка имеет интерфейс пользователя и позволяет использовать возможности последнего, и даже нескольких.
В таком сочетании обычно и выглядит продукт, пригодный для использования.
Как правило, они бесплатны, найти и скачать или просто сыграть с шахматной программой не представляет никакого труда.
Содержание статьи
Как он работает?
Движок рассматривает динамику игры как дерево расчета. По умолчанию – простой перебор возможных ходов. Каждый ход называется «узлом». Перебор идет, насколько позволяет глубина расчета,заданная для программы.
В каждой позиции число ходов больше, чем может показаться. Около тридцати пяти. Для расчета на шесть ходов машине необходимо перебрать около 2 миллиардов вариантов.
Возможности компьютера не безграничны и программисты стараются как-то ограничить этот совершенно неподъемный массив.
Например, разрабатывают способы оценки позиции, которые позволяют отсекать менее выгодные варианты.
Система оценки – важная часть алгоритма, однако может давать сбои при резком изменении ситуации на доске.
Если программа имеет относительно короткий горизонт вычисления, окончание расчета может совпасть, к примеру с моментом размена фигур, когда одна фигура побита, а другая еще нет.
В такой ситуации оценка позиции будет глубоко ошибочной. Люди без труда оценивают такие ситуации интуитивно, для программы же должны задаваться специальные условия, которые меняют режим функционирования.
В какую силу они играют?
Лучшие представители семейства движков имеют рейтинги ЭЛО около 3300. Для сравнения – максимальный рейтинг сильнейшего шахматиста никогда не превышал 2900 пунктов.
Хотя прямое сравнение рейтингов программ с рейтингами реальных шахматистов не совсем корректно, ибо между собой они встречаются довольно редко.
Как сравнивают движки?
Как и реальные шахматисты, программы соревнуются в турнирах.Для объективной оценки количество игр в турнире скорее всего, недостаточно.
Чтобы сравнить достоверно, число игр должно исчисляться тысячами. Чтобы как-то создать объективную базу для сравнения, к движкам предъявляются одинаковые условия по аппаратной мощности и ряду других параметров.
Рейтинги программ
С целью более объективной оценки используют рейтинг-листы. Проводятся большое количество игр на стандартных платформах с тем, чтобы различия в процессорах не так сильно влияли.
Иногда стандартизируют дебюты, чтобы оценивать исключительно силу самих программ. В подобных листах также учитываются пределы погрешности, возникающей при оценке.
Листы, в отличие от турниров, обновляются несколько раз в течение года. Турниры же проходят реже – примерно раз в год.
Ниже приведен один из авторитетных рейтингов за 2016г.
Компьютер против человека… или за?
Поворотным моментом в противостоянии шахматных программ и человека можно считать 1996г., когда движок Дип Блю выиграл одну партию у Гарри Каспарова, уступив в матче одно очко. Через год машина взяла реванш.
Программы совершенствуются, люди тоже не дремлют.
В 2002 году состоялся матч между Владимиром Крамником и компом Deep Fritz из 8 партий.
Матч закончился вничью. Крамнику удалось одержать две победы, используя «стратегический подход» — осторожная игра с накоплением мелких преимуществ, которое рано или поздно трансформируется в решающее.
Такие «фокусы» компьютер не способен разглядеть в дебрях расчета вариантов, который он использует.
В дальнейшем было немало матчей и постепенно чаша весов стала склоняться в пользу «железного» шахматиста.
Сегодня лучшие шахматные программы играют сильнее человека. Споры с пеной у рта о том, сможет ли машина обыграть человека, — как-то утихли сами собой.
По сути противостояния уже нет. Так же, как в век всеобщей компьютеризации давно утратили актуальность вопросы, — кто лучше считает, — компьютер или человек.
Компьютер не столько соперник, сколько неизменный спутник сильного шахматиста. Его помощник, инструмент для анализа и спарринг-партнер.
Благодарю за интерес к статье.
Если вы нашли ее полезной, сделайте следующее:
- Поделитесь с друзьями, нажав на кнопки социальных сетей.
- Напишите комментарий (внизу страницы)
- Подпишитесь на обновления блога (форма под кнопками соцсетей) и получайте статьи к себе на почту.
Удачного вам дня!